marinni: (Default)
[personal profile] marinni
Актеры и подбор костюмов.

Меня часто спрашивают, как, собственно- происходит выбор костюмов непосредственно для актера и недавно в комментариях задали вопрос- что делать, если актеру костюм не нравится? По этому поводу можно тома написать, тут у каждого художника свои истории найдутся. Попробую хоть немного обьяснить, сначала в общих чертах.



Иногда, если есть возможность- актеров специально вызывают на подбор костюмов, но чаще всего актера ты видишь непосредственно перед сьемками. Очень часто у художника для знакомства с актером и обсуждения костюма есть всего несколько минут по дороге в пошивочный цех или на склад.

Сначала очень трудно- ты никого не знаешь, тебя тем более никто не знает, за плечами нет ни опыта, ни умения общаться с известными актерами. А если тебе двадцать с небольшим- то и вид твой никакого доверия не внушает.
Потом уже ты многих актеров знаешь по совместной работе, встречаешься, как со старыми добрыми знакомыми- всегда есть что вспомнить и о чем поговорить. Либо тебя режиссер незнакомому актеру представляет- познакомьтесь- Марина, автор таких-то фильмов, сразу более-менее ясно.

Как я уже писала- чаще всего бывает, что актер еще не выбран, а костюм уже заказан и эскиз сделан на совершенно на него не похожего человека, порой- полную противоположность. Эскиз можно перерисовать,особенно если речь идет о главной роли и известном актере,- чтобы актер не обижался, мне это нетрудно было сделать.

Но все равно актер ставится перед фактом- вы будете вот такой. А это может абсолютно не совпадать с его ощущениями и пониманием роли и образа.

У меня единственный раз в жизни такой случай был- на фильме "Дуэнья", это у меня был первый самостоятельный фильм. Владимир Зельдин очень расстроился, увидев бархатный, черный с отделкой серебром, камзол на примерке. Хорошо, что я хоть эскиз успела перерисовать- на первом эскизе его персонаж маленький и толстенький, прямая противоположность высокому, статному Зельдину!

Он мыслил себя в этой роли скупым жалким старичком, уже продумал роль и поэтому очень расстроился, как сейчас помню, сказал: "Ну что это я, как граф Альмавива какой-то!"

Что я ему точно говорила- не помню, типа- что он давно не снимался, многие его еще по фильму "Свинарка и пастух" помнят и хорошо бы показаться поклонникам во всей красе, ну и что камзол победнее для другой сцены мы ему тоже обязательно подберем.

В результате он все-таки со мной согласился, взял в зубы нитку- (это примета такая, многие актеры так делают, когда на них что-то зашивают) и уже в процессе примерки было видно, что костюм ему нравится.

Перед окончанием примерки закройщики и начальник пошивочного цеха попросили разрешения на него посмотреть (они так часто делали, когда известные и любимые актеры и актрисы на примерку приходили)- все ему говорили комплименты, он действительно замечательно выглядел, костюм очень ему шел.

В результате он остался очень доволен камзолом и костюма победнее, поношенного потом даже не захотел, хотя я сдержала обещание и нашла ему несколько на выбор.

Мы потом даже смеялись, ему еще по роли надо было подобрать халат, я ему несколько предложила, и напомнила, что он хотел что-нибудь потертое и поношенное, но он сказал: "Ну нет уж, мне красавцем быть очень нравится"!





Поскольку фильмы у меня были, в основном- исторические, там костюмы и платья интересные сами по себе, то проблем нравится-не нравится с костюмами практически не возникало. Но на всякий случай для персонажа всегда подбираешь еще несколько запасных вариантов.

Иногда режиссер приходил в костюмерную посмотреть, что мы подобрали, иногда мы сами приводили одетых актеров на площадку, чаще всего костюм сразу утверждался.

Но бывало и по-другому. Не всегда режиссер точно знает, что хочет и может тебе обьяснить это на словах. Бывает так, что он не только художнику, но и актеру не может сказать- как играть и кого, собственно, играть.
Это от разных причин зависит, чаще всего- это действительно поиск образа, иногда режиссер просто не готов- не продумал заранее, иногда ему делать нечего и он любит поговорить, очень редко- но бывает, что это просто- проявления занудства.

Тогда подбор может продолжаться долго, пока режиссеру не надоест- можно десятки вариантов перемерить. Актеры по-разному относятся к такому затянувшемуся процессу- они всегда чувствуют- по делу это все, или нет. Некоторые нервничают и еле сдерживаются, отводишь их по-тихому в сторонку и успокаиваешь, как можешь. Но бывали случаи и посерьезнее- у нас одна известнейшая актриса отказалась сниматься, хотя была утверждена на главную роль и все ее очень хотели. Просто после многочасовых разговоров ни о чем в ее единственный выходной поняла, что с таким режиссером работать не сможет.

Такого, чтобы актеры и актрисы капризничали без причины- типа, ах, мне не идет голубой, а идет розовый, я не встречала. Может быть, это связано с тем, что актеры понимали, что кино- это не театр, где у каждого свой статус согласно положению, а киностудия, где все связано прежде всего с производством и художник держит в голове весь ансамбль костюмов к фильму, а не только его костюм и роль.

Поэтому фразы типа:"я хочу вот так и только так" они даже не употребляли, чаще всего просто рассказывали, что придумали для роли, какой образ и какие детали. Иногда они толком обьяснить не могли, что хотят, поскольку мало кто поначалу разбирался в конкретной эпохе, но я со своей стороны старалась рассказать- что к чему в историческом костюме, показывала на примерах- как я это вижу. В результате мы как-то друг друга понимали и находили устраивающие обоих варианты, оставалось только показаться режиссеру и утвердить костюм.

Иногда актеры придумывали очень интересные детали, разные смешные штуки. Часто именно костюм помогает найти характер героя, даже какая-то деталь или головной убор сразу дают нужный настрой. Знаменитый, (как я теперь, после комментариев, понимаю) шарф- Андрей Миронов сам предложил.

Ролан Быков однажды для роли врача 18 века принес накладные челюсти и попросил себе накладную попу-толщинку под мантию сзади, так и ходил- отрепетировал специальную походочку и периодически щелкал огромными зубами, группа рыдала. Он вообще был великий придумщик, смотреть, как он импровизирует на площадке- было огромным удовольствием.

Так что я всегда слушала, что хотят сами актеры, если мне казалось, что их вариант не подойдет- проще было подобрать актеру костюм по его желанию, чтобы он сам посмотрел и сравнил варианты. Как правило- все улаживалось к обоюдному согласию и без всяких конфликтов.

Конечно, свою роль играло и то, что на нашей студии хотели сниматься многие, фильмов тогда было мало, а уж новые телефильмы смотрела вся страна без исключения, для актеров это было важно. Поэтому какие-то личные капризы и плохое настроение они старались на студии не показывать, это было просто не принято.

Да и старшее поколение театральных и кино-актеров было в плане поведения и общения с людьми примером- я никогда от них не слышала хамства и капризов не по делу, известнейшие актеры с режиссером, художником или с последними по рангу работниками группы общались в одинаково вежливом тоне.

К художнику по костюмам, как правило- режиссер и актеры изначально относились с уважением, но и к костюмерам тоже. Ведь даже слово "обслуга" тогда никто не употреблял- это считалось обидным и не соответствовало истине.

Были, конечно, актеры и актрисы, которые позволяли себе многое, но их были единицы, просто по пальцам пересчитать. Об их дурном характере и хамстве все знали и предупреждали другие сьемочные группы. Такое не скроешь, как говорится- "добрая слава лежит- а дурная впереди бежит". С этими актерами, пусть они известные и любимые народом- предпочитали не связываться, работали только в приказном порядке. В конечном счете их снимали все меньше и меньше и потом просто переставали приглашать на сьемки.

Сейчас я часто слышу от художников или читаю совершенно о другом поведении даже молодых актеров, снявшихся в паре посредственных сериалов и уже считающих себя "звездами". Мне, честно говоря- это дико.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2010-03-18 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] v-strannik.livejournal.com
Очень интересно, я впервые "из первых рук" узнала обо всей этой "кухне". Зельдина прекрасно помню и в "Дуэнье", и в "Свинарке" Спасибо!

Date: 2010-03-18 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] shakko-kitsune.livejournal.com
спасибо, интересно

Зельдин действительно отличный вышел)

Date: 2010-03-18 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] intaria.livejournal.com
Мариша, очень было интересно прочесть. А почему бы тебе книгу не издать? Думаю она бы пользовалась успехом.

Date: 2010-03-18 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] irondragofly.livejournal.com
Накладная попа тронула невероятно :)

Date: 2010-03-18 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] kavery.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2010-03-18 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] marinni.livejournal.com
Миша- ты сам знаешь расклад- кому это надо? Если бы я собиралась описывать всякие скандальные подробности и прочее грязное белье, а видели мы все такого не мало- то только тогда тебя издадут. Зачем мне этот позор?

Date: 2010-03-18 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] kirulya.livejournal.com
Чудесно! Хочу еще!

Date: 2010-03-18 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] marinni.livejournal.com
:)Зельдин и сейчас- молодец, играет и даже танцует!

Date: 2010-03-18 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] marinni.livejournal.com
Спасибо-будет:) Я пишу очень медленно, не привыкла. Мне нарисовать проще!)

Date: 2010-03-18 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] marinni.livejournal.com
Не за что:)

Date: 2010-03-18 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] marinni.livejournal.com
Ой- мы с Ролана Атноновича умирали, вся группа смеялась до колик, он такие номера откалывал!

Date: 2010-03-18 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] irondragofly.livejournal.com
после этой истории мое уважение и восхищение им ввыросло ещё на голову :)

Date: 2010-03-18 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] intaria.livejournal.com
Да... Согласен. К сожалению так.

Date: 2010-03-18 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] valery-mukhin.livejournal.com
Отлично!
А вот этот обзор читали?
http://zina-korzina.livejournal.com/361547.html

Так сказать, взгляд из вне.
Я в комментариях высказал мнение, что много зависит от подхода художника по костюмам, а у режиссеров времени не хватает на тщательную проработку.
http://zina-korzina.livejournal.com/361547.html?thread=19346251#t19346251

Date: 2010-03-18 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] juli-lit.livejournal.com
Ой как интересно!!!

Date: 2010-03-18 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] petite-louve.livejournal.com
А случайно не сохранилось эскизов, которые Вы рисовали? Очень интересно, как они выглядят. И вот что любопытно: сначала костюм придумывался в голове и затем переносился на бумагу, или же представление о всевозможных деталях возникало именно в процесс рисования эскиза?

Date: 2010-03-18 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] maks77rus.livejournal.com
Марина, а вы только в кино работаете или у вас ещё какая-нить студия одежды есть?

Date: 2010-03-18 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] aromanov.livejournal.com
поддерживаю. эскизы бы очень хотелось посмотреть.

Date: 2010-03-18 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] saapin.livejournal.com
Как ни удивительно, но я тоже подумал о книге.
Вы не правы. Не только меня, но многих не интересует грязное бельё, а интересует то, что Вы сейчас пишите. Да если ещё иллюстрации. В последнее время выходит всё больше книг, в которых как раз вот такой рассказ о жизни, о быте, о профессии.
Марина, Вы отстали от жизни, книги-скандалы уже в прошлом.

Date: 2010-03-18 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] intaria.livejournal.com
Хорошо если так. Но что касается прозы, то увы. Там все несколько по другому. Знаю на своем личном опыте.

Date: 2010-03-18 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] ota-elena.livejournal.com
Еще раз спасибо!
Марина, а вы сейчас работаете, в театре/кино? И если не тайна - можно подробный список фильмов, над которыми вы работали?
(надеюсь,моя просьба вас не обидит)

Я бы купила такую книгу!

Date: 2010-03-18 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] budu-buldu.livejournal.com
Спасибо!
Очень интересная эта серия постов про Вашу работу в кино! Пишите, пожалуйста ещё! И было бы очень здорово, если бы было больше иллюстраций.

Date: 2010-03-18 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] pava4ka.livejournal.com
спасибо за интересный рассказ про профессию. С нетерпением жду продолжения повествования :) А еще спасибо, что так тактично и очень вежливо - так приятно, что нет конкретизации всяческой грязи и полоскания белья. Во всех профессиях есть разное, и поделиться как Вы это стиль. Спасибо.

Date: 2010-03-18 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] jadore-odessa.livejournal.com
"держит в голове весь ансамбль костюмов к фильму, а не только его костюм и роль." ,я так на минуточку представила ,это же так тяжело !Спасибо ,с удовольствием читаю Вас .

Date: 2010-03-18 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] marinni.livejournal.com
В первом посте список лучших есть со ссылками. Сейчас - нет, не работаю.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

marinni: (Default)
marinni

September 2016

S M T W T F S
    123
45678910
111213141516 17
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 2nd, 2026 01:54 am
Powered by Dreamwidth Studios